Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья
Права пациентов
Основные права пациента
Одним из основных документов, в котором прописаны права пациентов медицинских организаций, является Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Статья 19 указанного закона гласит, что:
- Каждый имеет право на медицинскую помощь.
- Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пациент имеет право на:
- выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч.1 cm.21 гл.4). «
При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации (ч.7 cm. 21 гл. 4)
- профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего.здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи (ч.1 cm. 22 гл. 4).
- получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- в.отказ от медицинского вмешательства;
В ч. 1 cm. 20 гл. 4 сказано, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа (ч. 4 с. 20 гл. 4).
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
- допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск к нему с вя ще н н о служителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях - на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Права застрахованных
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Застрахованные лица имеют право на:
бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис
- обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования;
- выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования; (раздел о порядке получения полиса ОМС)
- замену страховой медицинской организации один раз в год. Для* этого необходимо до 1 ноября выбрать страховую компанию и обратиться с заявлением в один из её пунктов выдачи полисов ОМС или в МФЦ.
Если Вы меняете место жительства или Ваша страховая компания прекратила свою деятельность в сфере ОМС, Вы имеете право на замену страховой компании чаще одного раза в год.
При выборе страховой медицинской организации следует учесть:
- рейтинг СМО на сайте ФОМС www.ffoms.ru, отзывы в Интернете, рекомендации знакомых, впечатления от личного общения с сотрудниками страховой компании.
- выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- реестр МО;
- выбор врача (с учетом его согласия) путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах,- качестве и об условиях предоставления медицинской помощи;
- на возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
- на возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением е«^обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством РФ;
- на защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования;
- на защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования
Обязанности застрахованных
Застрахованные лица обязаны:
- предъявлять полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи;
- подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования;
- уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.
Защита прав застрахованных
Самый главный помощник в сфере ОМС - это Ваша страховая компания (телефон и адрес указаны на полисе ОМС), в Республике Тыва страхованием граждан по ОМС занимается страховая медицинская организация - филиал ООО «Росгосстрах -Медицина» в Республике Тыва (СМО), которая:
- Оплачивает медицинской организации Ваше лечение и обследование в рамках территориальной программы ОМС;
- Контролирует объёмы, сроки, качество и условия предоставления Вам медицинской помощи по ОМС;
- Разъясняет Ваши права на получение бесплатной медицинской помощи по ОМС. Специалисты СМО придут Вам на помощь:
- Если не соблюдаются сроки предоставления медицинской помощи;
- Если Вам предлагают оплатить лечение, обследование, лекарства;
- Если есть претензии к качеству лечения.
Как обратиться к специалистам страховой медицинской организации филиала ООО «Росгосстрах-Медицина» в Республике Тыва
- бесплатно позвонить в федеральную круглосуточную консультативно-диспетчерскую службу компании: 8-800-100-81-01 и 8-800-100-81-02 ;
- бесплатно позвонить по телефону регионального КОНТАКТ-ЦЕНТРА: 8-800-700-10- 78, 5-62-32;
- позвонить по телефонам: 5-62-92, 5-61-90, 8-923-380-33-14, 5-64-81,5-62-83
- прийти на личный прием: г. Кызыл, ул. Горная, д. 104, в отдел защиты прав застрахованных и информационного сопровождения ОМС (ежедневно в рабочее время, с 9.00ч,-17.00ч.);
- обратиться письменно по почтовому адресу: 667010, г. Кызыл, ул. Горная, 104.
- обратиться по адресу электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Не стесняйтесь обращаться в вашу страховую компанию! Самые главные ценности - жизнь и здоровье. Если мы правильно действуем - они в наших руках. А о том, как действовать правильно в сфере медицинской помощи, подскажут специалисты вашей страховой компании.
Также для получения разъяснений по вопросам в сфере ОМС Вы можете обращаться в отдел защиты прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи Территориального фонда ОМС Республики Тыва (ТФОМС Республики Тыва).
Как обратиться в Отдел защиты прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи ТФОМС Республики Тыва:
Бесплатно позвонить по телефону КОНТАКТ-ЦЕНТРА ТФОМС РТ: 8-800-301 -33-17, 2- 15-02;
Позвонить по телефонам отдела защиты прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи: 2-17-31, 2-15-24
прийти на личный прием: г. Кызыл, ул. Красноармейская, 76, каб. 102, отдел защиты прав застрахованных и экспертизы качества медицинской помощи, ежедневно с 9.00ч - 17.00ч, перерыв на обеде 13.00- 14.00ч.
« по почтовому адресу: 667000, г. Кызыл, ул. Красноармейская, 76, ТФОМС Республики Тыва;
по адресу электронной почты: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации», срок рассмотрения письменного обращения гражданина составляет 30 дней со дня его регистрации.
В случаях претензий к работе медицинских организаций также следует обращаться в Министерство здравоохранения Республики Тыва телефон «Горячей линии» Минздрава Республики Тыва: 5-62-62
Новости
В формате прямого диалога медики общаются с детьми, рассказывают им, что такое здоровый образ жизни,...
01.07.2024Укусы животных, как домашних, так и диких, представляют опасность для детей и взрослых. Чтобы изб...
26.06.2024Главными причинами гибели людей на воде являются: неумение плавать, купание в нетрезвом виде, отсу...
26.06.2024